Волшебный мир вышивки

Рейтинг:  0 / 5

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

История вышивки

Люди издавна украшали свою одежду и свой быт. Стремление создавать прекрасное отразилось в неповторимых красочных узорах и орнаментах вышивок. Искусство вышивания имеет многовековую историю.

Первоначально вышивка была примитивной — на материи делались стежки, имитирующие штрихи ткани; в процессе усовершенствования эти штрихи стали приобретать различные геометрические формы, изображения птиц, человеческих фигур, колесниц и т. д.

Вавилон уже в древности был известен своими вышивками, и, по предположению, именно там был изобретен способ вышивать ткани нитями разных цветов.

Самое же большое влияние на развитие искусства вышивания оказали китайская и византийская вышивки. Китайская вышивка, считающаяся одной из самых древних, отличается живописностью и тонкостью сочетания тонов. Чаще всего она выполнялась на тяжелых тканях из шелка-сырца золотыми или серебряными нитями. Помимо одежды и предметов быта, китайцы использовали ее для создания больших декоративных панно. Мотивами и темами китайской вышивки служили религиозные темы и жанровые сцены, портреты, птицы, цветы, фрукты и т. д. Вначале китайская вышивка была перенесена в Японию, а позже — в XVIII—XIX вв. — и в Западную Европу. Появляется вышивка рококо.

Очень сильное влияние на развитие вышивки в Европе оказала византийская вышивка. К VII в. искусство вышивания достигло там большого совершенства. Вышивались главным образом церковные облачения и одежда знати. Вышиванием занимались исключительно монахини и знатные дамы. Сама вышивка выполнялась на дорогих тканях золотом и шелком с применением драгоценных камней, позже их заменили пайеты (круглые блестящие металлические пластинки). Рисунки были очень сложными и представляли сцены из жизни императора и придворных или же имели религиозный характер.

Византийская вышивка

Благодаря развитию торговых отношений между отдельными государствами, культурному сближению Востока и Запада и Крестовым походам вышивальное искусство из Византии распространяется в Центральной и Западной Европе.

В то время как в Византии вышивка применялась для украшения одежды, в Западной Европе вначале ее использовали только для декорирования мебели и стен комнаты. Позднее во Франции, особенно во времена Кольберта и Ришелье, которые слыли покровителями искусств, вышивка стала использоваться для отделки костюмов, характерных для той эпохи воротников и манжет. Тогда же были созданы первые вышивальные ателье.

В Италии в эпоху Ренессанса искусство вышивания достигло высочайшего расцвета. Именно в это время появились венецианское шитье и техника «ренессанс», соперничавшие с византийской вышивкой. И поныне Италия поставляет на мировой рынок самые лучшие ткани для вышивки золотом и серебром — атлас, шелк и бархат.

С конца XIII и в начале XIV в. почти во всех европейских странах вышивка стала широко использоваться для украшения народных костюмов и предметов быта. В этот же период в Западной Европе и Скандинавских странах наряду с цветной стала использоваться и белая вышивка.

На Руси вышивка существовала еще в домонгольский период. Еще со времен Киевской Руси вышивание было одним из любимых занятий женщин. И в купеческих теремах, и в боярских палатах, и в монастырях создавались настоящие произведения искусства. Многие из них спустя века стали музейными экспонатами.

Вышивка на Руси

Древнерусская вышивка различалась лицевым (сюжетным) и орнаментальным шитьем. Лицевое шитье перекликалось с иконописью и было тесно связано с живописью. Лицевое шитье с изображением святых или сюжетами на религиозные темы служило украшением стен храмов наравне с иконами и фресками. Вышивались целые иконостасы. Воины, отправляясь в поход, брали юс с собой. Ткань разворачивали во время богослужений, потом сворачивали и ехали дальше.

Вышивка выполнялась золотом, серебром, драгоценными камнями. Основой служили привозные восточные ткани — тафта, камка, атлас. Лики и открытые части тела вышивали светлым шелком, одежду и остальные детали композиции — разноцветным шелком и металлическими серебряными и золотыми нитями. Шелком вышивали сквозь ткань — «на проем». Металлическими нитями вышивали «вприкреп» — нитки накладывали параллельными плотными рядами и прикрепляли к ткани тонкой нитью в цвет золота или серебра.

Вышивание сложной композиции было коллективным трудом. Художник-знаменщик «знаменил» рисунок — наносил контуры изображения на ткань, а образец выкраски отмечал на бумаге. Текст, сопровождающий композицию вышивки, прорисовывал на ткани словописец. Орнаментальные мотивы наносил «травщик».

В XVIII в. существовали специальные мастерские, где можно было купить готовые вышитые изделия или заказать их по своему вкусу. В эти же мастерские определяли молодых девушек для обучения вышивальному мастерству.

Вышивались мужские кафтаны, чепраки, петлицы, косынки, носовые платки, полотенца и т. д. - золотом и серебром, цветными шелковыми нитками, белыми нитями тамбурным швом, «внастил», «филеями», гладью. Шитье подобного рода было модным женским рукоделием. Однако с изменением моды вышивка утратила ведущее место в украшении одежды и осталась лишь в убранстве быта.

Стали появляться вышитые в самой разнообразной технике картины, ковры, экраны для каминов. Вышивкой украшались и различные модные аксессуары: сумочки, кошельки, бумажники, записные книжки и т. п. Получает развитие вышивка бисером. Но особенно популярной в XIX в. становится вышивка крестом по канве цветными нитками и гладью с теневыми переходами. Тамбурное и филейное шитье применялось только для оформления одежды и белья. Золотое шитье использовалось для украшения форменной одежды и придворных нарядов.

Во второй половине XIX в. вышивку начинают использовать и в украшении верхней одежды: накидок, мантилий, пелерин. На бархате или сукне узор выполнялся накладным шнуром, аппликацией, стразами. Вышивка делилась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка постоянно подвергалась влиянию моды, приходившей с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними традициями, обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к 15 годам должны были приготовить себе приданое: вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которая должна была свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

Рушник невесты

По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы имели свои характерные приемы, мотивы орнамента, цветовые решения, например известна, тарусская вышивка. В народной вышивке сложные узоры постепенно заменялись различными орнаментами и изображениями предметов окружающей действительности. Материалы для вышивки становились разнообразнее; стали использоваться более практичные — хлопчатобумажные, пеньковые и льняные ткани. На смену металлическим и шелковым ниткам пришли льняные и хлопчатобумажные. Их цвет достиг большого разнообразия — от нежных, переливающихся тонов до ярких, напоминающих краски природы.

И в наше время вышивание остается одним из самых доступных и любимых женских рукоделий. Красота современной вышивки заключается не в дороговизне ниток и материала, на котором она выполняется, не в многокрасочности и сложности узоров, а в изяществе линий рисунка, в разнообразии швов и в техническом мастерстве.

{jcomments on}

Золотой ангел из бисера

Материалы Оба ангела: белая пластиковая бусина-жемчужина, 014 мм 2 металлических пера, цвет...


Вышитые прихватки

На любой кухне не будут лишними прихватки, вышитые крестиком. Они органично впишутся в дизайн...


Колье из бисера "Голубой ирис"

Для изготовления этого колье вам потребуются: металлический ободок для колье; 6 металлических...


Гобеленовый шов

Различают несколько видов гобеленового шва — прямой, косой, рубчатый, широкий и захватывающий. Все...


Тамбурный шов

Тамбурный шов еще называют "шов цепочка". Этот шов представляет собой ряд одинаковых по величине...


Ирландское кружево

Как подсказывает само название, это кружево исполняется при помощи одной лишь иголки. Вся работа...